Скачать семинары по ОБЖ
словарь
Введите слово для поиска :
Исследования особенностей развития познавательных и эмоционально-волевых процессов при изучении курса «Основы здоровья»

Возрастные особенности развития познавательных и эмоционально-волевых процессов школьников.

Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, на связанных         с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся  людей. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени – характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью – игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять. Процесс развития личности еще более усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является стабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, различающиеся по своим социально-психологическим характеристикам.

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъективными качествами, чертами.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельными особенностями. В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека.

Обучение в широком смысле слова можно определить как взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым. Согласно культурно-исторической теории, обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Внутренняя связь обучения и развития отражена в понятии « зона ближнего развития», которая определяется как разрыв между тем, что ребенок может делать только вместе с взрослыми, и тем, что ему доступно в самостоятельной деятельности. Величина зоны ближнего развития – важный показатель обучения и того « резерва» развития, который имеет ребенок. Обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым, которое в период детского возраста принимает разные формы и развивает ребенка. Ключевой проблемой возрастной психологии является проблема периодизации жизненного цикла. Общепринятой является следующая периодизация:

-младший школьный возраст  7 – 11 лет,

-подростковый (средний школьный) 11-15 лет,

-старший школьный возраст 15 – 18 лет.

Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Младший школьник характеризуется доминированием практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник, имеющий новую жизненную позицию, т.е. позицию школьника как субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений – с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вызываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста – произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Младший школьник как субъект учебной  деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации.

В среднем школьном (подростковом) возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становится общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». Для школьника среднего в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становиться как бы осуществляемой активностью – она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. Найти себя в себе ив других – основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста. Его главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу» , устремленность в будущее (недооценка  настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».

Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»- концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования и при ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника.

Старший школьник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы,, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии. референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в это время  основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываются над выбором профессии. Учебная деятельность для  них в этот момент это средство реализации жизненных планов будущего. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника.

Формирование здоровьесберегающей компетентности школьников на уроках «Основы здоровья».

Анализ  ситуации со здоровьем школьников показывает:

- у младших школьников (7-10 лет) преобладают заболевания органов дыхания, нарушение осанки;

- у учащихся средней школы (10-14 лет) преобладают заболевания опорно-двигательной системы, органов зрения, лор-заболевания, заболевания нервной системы;

- у учащихся старших классов (15-17 лет) – патология опорно-двигательной системы, органов зрения. нервной системы и органов чувств.

Результаты исследования состояния здоровья школьников свидетельствуют, что здоровыми могут считаться лишь 10 % выпускников школ, отклонения здоровья имеют 50%, хроническую патологию – 40 %.

Осознав все выше изложенное становиться ясно, что в фокусе внимания и профессионального действия педагога должен лежать ребенок с его запрограммированными потребностями в здоровье, безопасности, выживании, которые и выступают источником детской активности, в том числе и учебной.

Задача педагогов школы – не дотянуть  ребенка до последнего звонка, радуясь что с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав условия для того, что бы она сложилась удачно. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьника, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия последующих поколений.

В условиях обновления системы школьного образования и ее ориентации на личность как наивысшую ценность общества, приоритетную роль берут на себя превентивные программы. Значение предмета «Основы здоровья», как предмета инвариативной составляющей учебного плана, в современной системе образования достаточно актуально, поскольку непосредственно связано с формированием компетентного отношения к своему здоровью, здоровью  людей находящихся рядом и бережного отношения к окружающей среде.

 Учитель, который ведет «Основы здоровья» должен понимать, что «Основы здоровья» - интегрированный предмет, который по смыслу объединяет вопросы здоровья и безопасной жизнедеятельности. Его заданием является формирование у учащихся сознательного отношения к своей жизни и здоровью, оволодение основами здорового способа жизни, жизненными навыками безопасного и здорового поведения, формирования у учащихся здоровьясберегающей компетентности.

Здоровьесберегающая компетентность – это характеристики, свойства ребенка, направленные на сохранение физического, социального, психического и духовного здоровья своего и окружения.

Для того, что бы обеспечить ученика необходимыми здоровьесберегающими знаниями и умениями необходимо создать определенные условия:

- формирование уверенности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;

-    поиск путей исправления ситуации;

-    овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;

-    перестройка своей работы в соответствии с полученными знаниями;

-    активное участие в работе по реализации принципов здорового способа жизни.

Интерактивные технологии обучения внедренные при изучении курса «Основ здоровья».

Развитие школы (то есть переход ее в новое качественное состояние) не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Для эффективности управления этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или структуры. Многие  основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского слова «interact». «Inter» -  это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный – способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего диалоговое обучение, в ходе  которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности с вполне конкретными и прогнозируемыми целями. одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать учащихся по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как  одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются  исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа  с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.   


Фокина Е.М. ОШ №59

Печать Опубликовано : 17.11.10 | Просмотров : 2903

Рекомендуем
Доступно только пользователям
Данная страница доступна только зарегистрированным пользователям !
С уважением администрация сайта Твое здоровье – образовательный сайт по предметам Основы здоровья и Основы Безопасности Жизнедеятельности.
 

Пользователь

Имя:
Пароль:
  • Выслать пароль ?
  • Регистрация
  • Статистика

     
    © 2017 tvoezdorovje.org.ua
    Все права на материалы, находящиеся на сайте www.tvoezdorovje.org.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. При использовании материалов сайта, активная гиперссылка (hyperlink) www.tvoezdorovje.org.ua - обязательна!