Возрастные
особенности развития познавательных и эмоционально-волевых процессов
школьников.
Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени
ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных
физиологических и психологических изменений, на связанных с индивидуальными различиями,
являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Возрастные психологические особенности
обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек,
наследственностью и в некоторой степени – характером воспитания, особенностями
деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на
временные сроки перехода от одного возраста к другому.
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением
ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим
жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми
взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа
развития деятельностью – игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе
существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и
обязанностей, которые он должен выполнять. Процесс развития личности еще более
усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является
стабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается последовательно и
параллельно включен в общности, различающиеся по своим
социально-психологическим характеристикам.
Человек, получающий знания в любой образовательной системе,
является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам
при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом
образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными
субъективными качествами, чертами.
Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и
деятельными особенностями. В то же время все обучающиеся на определенной ступени
образовательной системы характеризуются исходными общими и типическими для них
особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень
соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека.
Обучение в широком смысле слова можно определить как
взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым.
Согласно культурно-исторической теории, обучение идет впереди развития и ведет
его за собой. Внутренняя связь обучения и развития отражена в понятии « зона
ближнего развития», которая определяется как разрыв между тем, что ребенок
может делать только вместе с взрослыми, и тем, что ему доступно в
самостоятельной деятельности. Величина зоны ближнего развития – важный
показатель обучения и того « резерва» развития, который имеет ребенок. Обучение
должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.
Главным условием психического развития ребенка является его
общение со взрослым, которое в период детского возраста принимает разные формы
и развивает ребенка. Ключевой проблемой возрастной психологии является проблема
периодизации жизненного цикла. Общепринятой является следующая периодизация:
-младший школьный возраст
7 – 11 лет,
-подростковый (средний школьный) 11-15 лет,
-старший школьный возраст 15 – 18 лет.
Младший школьник – это начало общественного бытия человека
как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший
школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется
уровнем физиологического и психического, прежде всего интеллектуального
развития, обеспечивающего возможность учиться. Младший школьник характеризуется
доминированием практической активности, причем сила этой активности достаточно
велика. Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается
младший школьник, имеющий новую жизненную позицию, т.е. позицию школьника как
субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений – с учителем. В
это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием,
апатией, вызываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно
важно учесть основные психические новообразования этого возраста – произвольность,
внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным
предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Младший школьник как субъект учебной
деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы
анализа, синтеза, обобщения, классификации.
В среднем школьном (подростковом) возрасте ведущую роль
играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности
подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее
виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная,
трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков
возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе,
становится общественно значимым. Он учится строить общение в различных
коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии
собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее
сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное
психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». Для
школьника среднего в качестве ведущей выступает общественно полезная
деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение
со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При
этом учебная деятельность становиться как бы осуществляемой активностью – она
«обеспечивает» индивидуализацию подростка. Найти себя в себе ив других –
основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.
Его главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание
осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу» , устремленность в будущее
(недооценка настоящего). Отстаивая свою
самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое
самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».
Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не
только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»- концепцией, но и местом в
жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя
решает, прогнозирует форму продолжения этого образования и при ориентации на
учение подросток переходит в статус старшего школьника.
Старший школьник вступает в новую социальную ситуацию
развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы. Эту ситуацию
характеризуют не только новые коллективы,, но и, самое главное, направленность
на будущее: на выбор образа жизни, профессии. референтных групп людей.
Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется
родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в это время основное значение приобретает
ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к
автономии, правом быть самим собой. В этот период старшеклассники начинают
строить жизненные планы и сознательно задумываются над выбором профессии.
Учебная деятельность для них в этот
момент это средство реализации жизненных планов будущего. Важнейшее
психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять жизненные
планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности
старшеклассника. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и
родителей как бы уравновешиваются дополняясь авторитетом сверстников, то для
старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от
авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в
личностном самоопределении старшеклассника. Это завершающий этап созревания и
формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная
деятельность школьника.
Формирование здоровьесберегающей
компетентности школьников на уроках «Основы здоровья».
Анализ ситуации со
здоровьем школьников показывает:
- у младших школьников (7-10 лет) преобладают заболевания
органов дыхания, нарушение осанки;
- у учащихся средней школы (10-14 лет) преобладают
заболевания опорно-двигательной системы, органов зрения, лор-заболевания,
заболевания нервной системы;
- у учащихся старших классов (15-17 лет) – патология
опорно-двигательной системы, органов зрения. нервной системы и органов чувств.
Результаты исследования состояния здоровья школьников
свидетельствуют, что здоровыми могут считаться лишь 10 % выпускников школ,
отклонения здоровья имеют 50%, хроническую патологию – 40 %.
Осознав все выше изложенное становиться ясно, что в фокусе
внимания и профессионального действия педагога должен лежать ребенок с его
запрограммированными потребностями в здоровье, безопасности, выживании, которые
и выступают источником детской активности, в том числе и учебной.
Задача педагогов школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь что с
ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к
самостоятельной жизни, создав условия для того, что бы она сложилась удачно.
Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьника, формируя у них культуру здоровья,
школа закладывает фундамент благополучия последующих поколений.
В условиях обновления системы школьного образования и ее
ориентации на личность как наивысшую ценность общества, приоритетную роль берут
на себя превентивные программы. Значение предмета «Основы здоровья», как
предмета инвариативной составляющей учебного плана, в современной системе
образования достаточно актуально, поскольку непосредственно связано с
формированием компетентного отношения к своему здоровью, здоровью людей находящихся рядом и бережного отношения
к окружающей среде.
Учитель, который
ведет «Основы здоровья» должен понимать, что «Основы здоровья» -
интегрированный предмет, который по смыслу объединяет вопросы здоровья и
безопасной жизнедеятельности. Его заданием является формирование у учащихся
сознательного отношения к своей жизни и здоровью, оволодение основами здорового
способа жизни, жизненными навыками безопасного и здорового поведения,
формирования у учащихся здоровьясберегающей компетентности.
Здоровьесберегающая компетентность – это характеристики,
свойства ребенка, направленные на сохранение физического, социального,
психического и духовного здоровья своего и окружения.
Для того, что бы обеспечить ученика необходимыми
здоровьесберегающими знаниями и умениями необходимо создать определенные
условия:
- формирование уверенности, что привычное отношение к
здоровью необходимо менять;
- поиск путей
исправления ситуации;
- овладение
необходимыми здоровьесберегающими технологиями;
- перестройка своей
работы в соответствии с полученными знаниями;
- активное участие
в работе по реализации принципов здорового способа жизни.
Интерактивные
технологии обучения внедренные при изучении курса «Основ здоровья».
Развитие школы (то есть переход ее в новое качественное
состояние) не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений,
через инновационный процесс. Для эффективности управления этим процессом, его
необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его
строения или структуры. Многие основные
методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов
обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского слова «interact».
«Inter» - это «взаимный», «act» -
действовать. Интерактивный – способный взаимодействовать или находиться в
режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо
(человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего диалоговое
обучение, в ходе которого осуществляется
взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует
признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации
познавательной деятельности с вполне конкретными и прогнозируемыми целями. одна
из таких целей – создание комфортных условий обучения, таких, при которых
ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает
продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный
процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и
рефлектировать учащихся по поводу того, что они знают и думают. Совместная
деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала
означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен
знаниями, идеями способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое
знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более
высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает
организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию,
взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника
задач. Интерактив исключает доминирование как
одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового
обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе
анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные
мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с
другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и
групповая работа, применяются
исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками
информации, используются творческие работы.
Фокина Е.М. ОШ №59