Цели: закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности, привить им навыки правильных действий при возгорании; учить быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение по её преодолению; развивать интерес к изучению курса ОБЖ.
Участники: 3 команды по 6-7 чел.
План – сценарий викторины – соревнования:
І. Первый этап викторины.
- команды представляют свои названия и капитанов;
- первый Конкурс «Капитаны» по знанию элементарных основ пожарной безопасности.
Вопросы:
1. По каким номерам телефонов нужно сообщать о пожаре?
2. Можно ли выбивать окна в комнате во время пожара?
3. Почему горящий бензин или керосин нельзя тушить водой?
4. Почему в детских учреждениях двери помещений устраивают открывающимися наружу?
5. Какая бочка представляет большую опасность: наполненная бензином или пустая из-под него?
6. Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы, в частности, аэрозольные упаковки?
7. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?
8. Как поступить, если во время телепередачи из телевизора пошел дым?
9. Какие существуют виды огнетушителей?
- второй Конкурс: «Дай ответ через 10 секунд»
Командам предлагается по 2 карточки с вопросами, ответ нужно дать через 10 сек. совещания с командой:
1. Кто может быть награждён медалью «За отвагу на пожаре»?
2. Как правильно назвать работника пожарной охраны?
3. Каковы причины возникновения пожаров в быту?
4. В каком году была создана пожарная охрана в послереволюционной России?
5. Можно ли тушить горящий электроагрегат, электропроводку водой или пенным огнетушителем?
6. В каких случаях при пожаре применяются углекислотные огнетушители?
- третий Конкурс: «Тестирование». Команде предлагаются вопросы о порядке действий человека, оказавшегося в опасной ситуации, и три варианта ответа на него. Время на ответы – 3 минуты.
1.Если случится пожар, как вы будете действовать?
а) позвоню по телефону 101; б) позову на помощь соседа; в) убегу, ничего никому не сказав.
2. Если комната начала наполняться густым едким дымом, что вы станете делать?
а) открою окно, оставлю открытой дверь; б) буду продвигаться к выходу; в) закрою нос и рот влажным платком и буду продвигать к выходу.
3. Загорелась электропроводка, ваши действия?
а) буду тушить её водой; б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению проводки; в) буду звать на помощь.
4. Что будете делать, если на вас загорелась одежда?
а) побегу, попытаюсь сорвать одежду; б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя; в) завернусь в одеяло.
5. Что предпримите, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде?
а) накрою сковороду мокрым полотенцем; б) буду тушить её водой; в) попытаюсь вынести сковороду на лестничную клетку и вылить её содержимое в мусоропровод.
6. Вы разжигаете газовую колонку или духовку газовой плиты. Спичка погасла, не успев зажечь газ,
что вы будете делать?
а) достану вторую спичку и попробую снова зажечь газ; б) перекрою газ; в) перекрою газ и проверю тягу.
ІІ этап викторины.
РАБОТА С РИСУНКАМИ. Командам предлагаются по 3 рисунка, на каждом из которых изображена опасная ситуация и содержится фраза по пожарной безопасности, куда надо вставить недостающие слова. За правильные ответы начисляются по 5 баллов, за не совсем точные - 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов. Учитывается и время выполнения задания.
ІІІ этап викторины.
Выявление источника опасности.
Каждой команде дается по одному одинаковому рисунку, тема которого «Ребёнок на кухне». Задача команд – найти на рисунке максимум источников возможного пожара или травм для ребенка. Их должно быть не меньше 10. Сколько команда найдет, столько баллов и получит.
ІV этап викторины.
Отгадай ребус. Отгадка каждого ребуса оценивается в 3 балла.
V этап викторины.
Знаешь ли ты знаки пожарной безопасности?
Командам предлагаются знаки пожарной безопасности, кто первый поднимет руку, та команда и отвечает. За правильный ответ – 3 балла.
VI этап викторины.
Конкурс « Назови причину».
Команды по очереди называют возможные причины возникновения пожара. Выигрывает та команда, которая назовёт причину последней.
VII этап викторины.
Конкурс « Домашнее задание»
Командам давалось задание по примеру книги Остера «Неправильные советы» придумать подобные советы по правилам пожарной безопасности и нарисовать свой знак, предупреждающий о возможной причине возникновения пожара.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДЫ – ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЫ.